antpis (antpis2) wrote,
antpis
antpis2

Categories:

О "клиповом мышлении".

Сегодня модно говорить о «клиповом мышлении», хотя настало время говорить о «клиповом бытии», «клиповой жизни», которая состоит из несвязанных или малосвязанных между собой фрагментов. Каждый из них самоценен и самодостаточен, связь между ними весьма условна, произвольна, продиктована ситуацией и максимально субьективирована. Поэтому очень часто в некоем жизненном сюжете отсутствует элементарная логика и связность. Каждая деталь не связана со следующей и предыдущей и ее логика исходит только из нее самой.
Например, каждый день на дорогах можно наблюдать множество бешено несущихся машин, нарушающих правила и мечущихся из ряда в ряд. Сидящий в несущейся машине абсолютно точно никуда не спешит и вообще почти не думает о том, что будет, когда он приедет. Поскольку он сел в машину, на спидометре которой есть обозначения 140,160 и 200, он должен нестись, достигая этих величин, иначе зачем это на спидометре писали. Разумеется, сюда примешиваются и другие мотивы. Продемонстрировать крутость своего корыта другим (а заодно и свою), нахамить и т.д. В любом случае, эти задачи никак не связаны с той целью, куда направлено его движение, а продиктовано спидометром, двигателем, машиной, собственной самооценкой и пр. Сел – понесся.
В метро с утра большинство спит. Спит потому что они все еще дома, не встали. Сон в метро решает задачу не доехать, а доспать то, что отнято безжалостным утром. Это инстинктивная попытка не вставать назло всем, остаться в прошлом, не думать ни о чем. Это и есть задача. Он-она-они не куда-то едут – они спят. Кроме того, если им не хочется ехать туда, куда они спят (а им не хочется в большинстве), то это значит, что следующая деталь (то, куда они едут) не связана с предыдущей (езда-сон), так как отрицательная «энергия отталкивания» не дает выстроиться необходимой связи между деталями сюжета. То есть вынужденный утренний подъем отрицает сборы на работу, сон в метро отрицает и сборы и работу, работа сон и т.д.
Соответственно, процесс работы/учебы превращается тоже в самодостаточное явление, имеющее главную цель – пребывание на работе/учебе. Большинство студентов на вопрос «зачем они поступили в данный вуз», дают мутные ответы, суть которых «чтобы быть в вузе». Поэтому то же самое большинство не может ответить на вопрос «какова цель их обучения», «что будет с ними после вуза». Цель обучения – учиться (или имитировать учебу), а ответ на вопрос «что будет с нами после вуза» лежит в координате от честного «не знаю» до безнадежного «там что-нибудь придумаем».
Опять же связи между школой, вузом и последующей работой нет. В вузе усердно выколачивают то, что давали в школе (в лучшем случае не обращают на это внимания), а после вуза вчерашний студент работает не по той специальности, которой его учили – можно проверить по менеджерам салонов сотовой связи. Клипообразная жизнь налицо. Каждый отдельный сюжет заново и с нуля.

В продолжение темы выше. Вопрос о смысле жизни сегодня повод для шуток и иронии. Клиповая жизнь, порожденная клиповым сознанием, приводит к тому, что жизнь начинает состоять из кадров, каждый из которых самостоятельный сюжет, самоценный и самодостаточный. Поэтому очень часто в некоем жизненном сюжете, если он разделен на ряд ситуаций, отсутствует элементарная логика, связность, последовательность. Каждая деталь сюжета почти не связана со следующей и предыдущей и ее логика исходит только из нее самой, даже если это противоречит тому, что было «до» и что будет «после».
Например, посмотрим на общественную жизнь. У большинства жизнь до свадьбы и после это две разных жизни (отсюда столько проблем) и, опять же, судя по количеству разводов, большинство женится/выходит замуж по двум причинам: «так вышло» и «может, что изменится». Пешеходы ненавидят автомобилистов, автомобилисты презирают пешеходов, хотя данные титулы не наследственны, их носители легко меняются ролями. То же самое и в политике - процесс голосования не связан с результатом и никого не удивляет, когда некто сначала голосовал за кого то, а потом после выборов тут же пошел его проклинать. Это все не связанные друг с другом клипы.     
Итак, клипообразное бытие… Отсюда проистекает еще одна деталь. Любой процесс в жизни обычно состоит из «точек» и «тире» - действия и паузы, которые необходимы друг другу. Пауза – вспомогательное, действие – главное, пауза не должна быть дольше действия. Сегодня то и другое поменялись местами, а отчасти произошла диффузия, в результате чего пауза зачастую стала основным состоянием, а действие стало неуловимым, превратилось в линию горизонта, которая отодвигается по мере приближения. Вот школа. Находящиеся в ней ждут вуза, так как главная задача это попасть в вуз. Пауза. Попали в вуз – ждем диплома, так как не знаем, что будет дальше. Пауза. Закончен вуз. Подавляющее большинство идет работать не по специальности, а куда получилось, ладно, устроимся, там видно будет. Пауза, так как «там» ничего не видно.
В этот момент человек женится/выходит замуж и начинает ждать «может чего изменится» (см. выше) и… Пауза. Сидя на нелюбимой работе, он все время ждет воскресенья, пьет чай и перекуривает. Пауза с паузами. Дальше работа начинает меняться просто потому что скучно (одна пауза меняется на другую) и в надежде, что найдется то, что нужно, хотя он сам не знает, что именно нужно. И вот уже человеку к сорока, а жизнь стоит на паузе. И рождается философия «живи здесь и сейчас».
Выход из этой ситуации сегодня видится только один. В жизни должно быть нечто (условная идея, сверхзадача), что находится за ее пределами. Смысл не может исходить из конкретного сюжета («жить чтобы жить» это бессмыслица, а «жить, чтобы дать жизнь детям» это перенос ответа на вопрос о смысле на следующее поколение) – он над сюжетом. Он должен объединять с связывать все явления жизни воедино. Тогда она становится осмысленной (понятно для чего жизнь в целом) и становится ясно, для чего каждый сюжет. Мало того, это позволяет понять, какой сюжет лишний, а какой нет.
https://t.me/yakemenko/6169
Tags: Якеменко, вопросы о человеке, информация к размышлению, современное общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments